• Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Немного о Японии » Япония » Японский театр кабуки
Японский театр кабуки
KsenyaKarДата: Среда, 16.02.2011, 17:03 | Сообщение # 1
Сообщений: 11
Статус:
Уникальность искусства Кабуки состоит в том, что все женские роли исполняются актерами-мужчинами. Впервые попав на спектакль театра Кабуки, в первые минуты начинаешь ощущать себя несколько странно. Появляются мысли: либо я ничего не понимаю, либо страдаю атрофией эмоций – что за бессмыслица?

Восток – дело тонкое, не забывайте. Тоже мне новость. А Кабуки – это такая штука, которую надо дозировать и принимать понемногу. Первый раз провести в зале полчаса – это уже достижение. Раньше представление длилось 10-12 часов, теперь спектакль длится примерно 6 часов. Согласитесь, для европейца сложно высидеть так долго. Кроме того, даже если вы знаете японский язык – это вам не поможет, актеры говорят на старояпонском.

Впрочем, говорят – это мягко сказано. Вам покажется, что они воют, как сирены или как ведьмы на шабаше, т.к. главным в речи актера считается не естественность, а ораторское искусство. Таким образом, текст произносят в манере завораживающей мелодекламации, которая представляет собой нечто среднее между пением и разговором. А когда диалоги сопровождаются музыкальным сопровождением, это придает движениям актеров больше ритмичности, они становятся похожими на движения странного танца.

Актёры передвигаются по сцене в позах скрученного артритом человека, причем эти позы требуют изрядной выносливости; они строят такие гримасы, что невольно начинаешь думать: уж не съели ли они все разом перед спектаклем порченого продукта? Актёры Кабуки великолепно владеют мышцами лица и «умеют рассказывать лицом». Иногда это выглядит жутковато. Так, безумный герой обязан выпучить глаза, перекосить рот и далее по законам жанра… Жуть.

Особый прием актеров Кабуки, «миэ», используется в кульминационные моменты актером, исполняющим главную роль. Он внезапно замирает в живописной позе, устремляет пристальный взгляд в одну точку и косит глаза. Эта своеобразная манера стремится подчеркнуть величие особой красоты. Не мудрено, что у европейца такое величие вызывает желание почесать затылок. «Психи какие-то», – сказал один мой знакомый. Это, поверьте, распространенная реакция обычного европейца на пьесу Кабуки. Зато человека творческого, художника, Кабуки, как нечто удивительное и неповторимое, может заинтриговать. «О, Кабуки – это так прекрасно и удивительно», – сказал второй мой знакомый и выразил свои чувства, написав замечательное стихотворение.

Ментальность Востока отличается от ментальности европейского человека, но в последнее время их культура всё сильнее контактирует с нашей. Кабуки – это иная этика и эстетика, привыкнуть непросто, но попробовать понять и «нарастить эстетику» стоит.

Так все же – кукольные люди или ожившие куклы?

Сначала, лет 300-400 назад, Кабуки был театром марионеток. Поэтому, когда люди заменили кукол, актерам пришлось стать живыми марионетками. Сцена напоминает кукольный театр – яркие цвета, неестественные движения, абсолютно белые лица под пышными париками, на которых ярким пятном выделяются алые губы. Нарисованное солнце, кажется, светит, как настоящее, а волны изумрудной ткани переливаются, как настоящее море. Костюмы на актёрах из дорогой парчи, а предметы интерьера – настоящий антиквариат. Здесь изящно страдают и красиво умирают.

Представьте: два сражающихся воина в высоченных сандалиях, с развевающимися огромными рукавами, с двухметровыми мечами. На их лицах черно-красные линии, символизирующие символ воинственности. Их сражение похоже на танец: какие-то ритуальные, несерьёзные движения. На самом деле, каждое движение тщательно выверено и продумано. В конце один воин убивает другого. Однажды, 300 с лишним лет назад, это случилось по-настоящему. Убитый актер пал от руки своего сценического партнера – актера Ханкуро. С тех пор имя Ханкуро навсегда вычеркнули из имен театральных династий, а боевые мечи заменили на деревянные.

Самая совершенная кукла – главная героиня – с её медленными движениями, с высоким голосом – воплощение идеальной любви. Она страдает, а за неё борются и умирают, а зритель-европеец в это время изо всех сил старается разглядеть хрупкую девушку в загримированном мужчине.

Есть династии актеров Кабуки, которые насчитывают до 17 поколений. Они передают своё бесценное искусство быть марионеткой из поколения в поколение. Раньше, если в семье актёра рождалась девочка, это было печальное событие, ибо продолжить дело предков мог только мальчик. Требования, предъявляемые к актеру, очень суровы. Он должен пройти тщательную подготовку по многим видам театрального искусства – танцы, музыка. Техника актерской игры в театре Кабуки – не результат достижений актеров, а накопленный опыт, передаваемый из поколения в поколение.

Есть легенда об актёре, который был одним из лучших актёров оннагата (играющий женщину). Когда-то оннагата предписывалось носить женскую одежду и в повседневной жизни. Так вот, достигнув 70 лет, актёр ушёл на заслуженный отдых. Но однажды у него возникло желание в последний раз выйти на сцену и исполнить танец девушки. Его жена засомневалась: ну что ты выдумал, ты уже слишком стар и тебя засмеют. Муж сделал вид, что обиделся и вышел из дома. Через некоторое время в дверь постучала красивая девушка, она вежливо осведомилась о хозяине дома и, узнав, что его нет, сказала, что зайдёт позже. Сгорая от любопытства и ревности, женщина принялась расспрашивать мужа, как только он вернулся, что это за прекрасная незнакомка им интересовалась? Муж гордо ответил: «Этой девушкой был я. Убедилась? Так-то.»

Добавлено (16.02.2011, 17:01)
---------------------------------------------
Секрет красоты «оннагата» заключается в том, что эта красота создана искусством мужчин, наблюдающих за поведением и психологией женщин.
Театр Кабуки, как ни удивительно, был создан женщиной – танцовщицей Окуни. Кабуки, вообще, переводится как «странный». Танцы Окуни, которые она исполняла в мужских костюмах, так и называли – «странные танцы».

Выступления труппы Окуни, состоящей только из женщин, к тому же, о, ужас! – женщин свободного нрава, часто заканчивались потасовками. Самураи боролись за внимание прекрасных актрис и затевали драки из ревности. Да, да, даже самураи... Власти, конечно, начали проявлять недовольство. Кроме всего прочего, стали появляться «клоны» труппы, состоявшие из гейш. Таким образом, гейши привлекали клиентов.

Короче говоря, женщинам запретили играть, но были созданы труппы, состоящие из юношей. И что вы думаете? Беспорядки только усилились! Актёров одолевали толпы поклонников, а молодёжь того времени бредила сценой. Власти запретили и эти труппы. Здесь стоит упомянуть пример потрясающего восточного терпения. Владелец одного театра был очень раздосадован решением властей и устроил забастовку, усевшись перед зданием суда. Есть легенда, что так он просидел больше 10 лет. Его бывшие актёры не дали ему умереть с голоду.

Так, театр многократно закрывали, но неизменно разрешали вновь. Вообще, конечно, «живучести» Кабуки можно позавидовать. К примеру, шекспировский «Глобус» власти запретили и «с концами». Мол, как это так, мужчины играют женщин! Ага, ясно, чем они там занимаются. Немедленно прекратить безобразие! А английские пуритане частенько обрушивали свой праведный гнев на лондонские театры, оставляя после себя руины.

А на Востоке ничего не рушили. Здесь прятали, берегли, терпели и проносили сквозь века. Здесь бережно чтили и чтят традиции, и не любят нововведения.

Когда-то Кабуки было распространено среди купеческой прослойки. Эта часть населения достигла экономического могущества, но занимала низкое социальное положение, так как не принадлежала к классу самураев. Театр имел для них важное значение, являясь средством самовыражения. Основной тематикой пьес были конфликты между человеком и феодальной системой. Кабуки считался безнравственным зрелищем. Одно время туда не пускали женщин из высшего общества – это аморальное зрелище, посчитали мужчины, и даже сами самураи подсматривали представление из-за ширм, пряча лица. Не дай бог, кто увидит!

А сегодня японцы приводят на представления своих детей и устраивают в театре смотрины. Таким образом, жених имеет возможность понаблюдать, как девушка проявляет чувства во время спектакля. Проверить, значит, её на чувствительность.

Пьесы кабуки обычно двух жанров: о самураях (стиль Эдо) и о любви (стиль Осака). Покорить зрителей, с первых минут завладеть их вниманием – вот вершина мастерства актёров. По мнению актёров Кабуки, актёр, вживающийся в роль, играет хуже, чем тот, который смотрит со стороны. Это полностью противоречит системе Станиславского. Но вы бы видели, как японцы, в отличие от европейцев, на спектаклях волнуются и переживают!

Тому, что не рекомендуется вживаться в роль, есть и религиозное объяснение. Дзен-буддизм считает мир видимостью – «Всё в этом мире иллюзорно». Здорово, да? Ничего не напоминает? Да, да. Весь мир – театр и люди в нём… Жизнь – это представление, а смерть – путь к перерождению в лучшем качестве. Актёры, убивающие себя на сцене, и самураи, когда-то совершающие харакири, весьма вероятно испытывали похожие чувства. Неприятно, мол, да, но не страшно. Для самурая было так: чем жизнь короче, тем она лучше. Потому актёр Кабуки делает короткую жизнь своего героя как можно ярче и красивее. И да, вот ещё что: умершему по ходу действия запрещалось выходить на поклон – «умерла так умерла». Здесь всё по-настоящему.

Ещё забавно: во время спектакля на сцене появляются «люди в черном» – это суфлёры. Они переставляют мебель, переодевают актёров и предполагается, что зритель их не видит.

Раньше в финальной сцене принимали участие и зрители, теперь, конечно, не так. Но по мостику, соединяющему зрительный зал и сцену, актёр может «выйти в люди», произнести речь. Так возникает иллюзия реальности. Однажды некий актёр исполнял роль путешественника. Остановившись на мостике, он пожаловался на усталость. Один из сердобольных зрителей тут же радушно пригласил его отдохнуть, выпить сакэ и подкрепиться, что тот с удовольствием и сделал, а затем, как ни в чём ни бывало, продолжил роль. С тех пор «странствующим актёрам» зрители всегда предлагают угощение, и те никогда не отказываются. Здорово, да!

В общем, независимо от того, понравился вам театр или вы поглядываете на часы и думаете, как бы побыстрее сбежать, вы не сможете отрицать, что это удивительное по своей цветовой гамме зрелище – красиво. А красоту на Востоке не объясняют – не принято. Она есть, и ею можно только любоваться. Хороший подход.

p.s. я сама видела "самоубийство влюблённых". Если честно то смотреть довольно изматывающе особенно тем кто любит динамичное развитие сюжета silveranimeclan_65

Добавлено (16.02.2011, 17:03)
---------------------------------------------




 
Форум » Немного о Японии » Япония » Японский театр кабуки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Используются технологии uCoz And http://ucozua.ru